- Как правильно использовать коробку передач? Несомненно, большинство новичков, первый раз оказавшись за рулем автомобиля с механической коробкой переключения передач, совершенно безосновательно испытывали некоторую опаску или даже страх, что им не удастся совладать с рычагом КПП. Одни опасаются, что в момент, когда необходимо будет переключить передачу, они не смогут правильно определить необходимую ступень, другие просто не могут запомнить алгоритма действий при переключении передач и порядок их расположения. Хочется сразу успокоить всех, у кого имеются хоть какие-то опасения относительно собственных способностей – освоить механическую трансмиссию гораздо проще, чем вы думаете… Итак, начнем с самого начала. Для чего предназначена коробка передач? Ответить на этот вопрос можно просто, даже без использования специальных терминов. Дело в том, что при движении с одной и той же скоростью разных передачах двигатель автомобиля ведет себя по-разному – он может буквально завывать при большом числе оборотов и работать практически беззвучно в оптимальном режиме. Так вот, КПП предназначена для выбора оптимального режима работы двигателя при движении на той или иной передаче. То есть, того, чтобы двигаться быстрее не имеет смысла постоянно жать на педаль газа, перегружая двигатель, достаточно просто перейти на более высокую передачу. Коробка передач повысит число оборотов колес за счет системы шестерен, скорость автомобиля возрастет, но обороты двигателя при этом останутся в переделах оптимального интервала. Перед тем как приступить к практическому вождению необходимо твердо знать расположение каждой передачи. Кроме того, следует знать, в каких случаях следует переключать передачи и как выбрать нужную передачу? Это достаточно просто. Дело в том, что для каждой передачи существует свой передел скорости, после достижения которого необходимо перейти на более высокую передачу (или более низкую, если вы снижаете скорость). Для легковых автомобилей 5-ступенчатой КПП и объемом двигателя от 1.2 до 2.0 литра нормальная скорость движения на первой передаче составляет 0-30 км/ч, на второй – 30-60 км/ч, на третьей 60-90 км/ч, на четвертой – 90-130 км/ч. При этом, двигаясь на подъеме, или обгоняя другой автомобиль, эти цифры можно на несколько секунд превысить, но не более чем на 10 км/ч. Есть еще один способ выбора момента переключения передачи – с помощью тахометра. У каждого автомобиля есть верхний передел числа оборотов, для легковых автомобилей он составляет, как правило, 4000-4500 оборотов. Так вот, если при движении вы видите, что стрелка тахометра длительное время находится на цифре 4000, то следует перейти на более высокую передачу. При этом нижний передел 1000-1500, следовательно, когда стрелка тахометра «прилипнет» к этой цифре, необходимо переключится на низшую передачу. Опытным водителям даже не нужно смотреть на спидометр или тахометр, они выбирают момент переключения передач по звуку работы двигателя и вибрации кузова автомобиля. К слову, с опытом подобное умение приобретает практически каждый автолюбитель, поэтому ездить, то и дело бросая взгляд на тахометр, вам придется недолго. Таким образом, при выборе оптимальной передачи необходимо учитывать обороты двигателя с помощью тахометра (если он есть) или выбирать для конкретной скорости оптимальную передачу по указанному выше принципу. Однако у этих правил есть и исключения. Например, при движении по скользкой дороге следует двигаться «в натяг», то есть на пониженных оборотах – это позволит избежать проскальзывания колес и потери управляемости. А вот при движении на подъем, наоборот, следует двигаться на более низкой передаче, но с повышенной частотой вращения коленвала – в этом случае у водителя будет возможность, в случае возникновения внештатной ситуации, увеличить скорость, переключившись на более высокую передачу. В момент обгона следует избежать переключения передач и регулировать скорость движения только с помощью педали газа. В общем же случае, слишком низкие или слишком высокие обороты нежелательны, даже наоборот, вредны.
|